dakarant (dakarant) wrote,
dakarant
dakarant

Category:
  • Music:

Репрезентация и рефлексия



В фейсбуке недавно обсуждали пост русскоязычной студентки американского университета по имени Katya. К сожалению, ссылку я не сохранил, а в этом вашем адском фейсбуке хрен чего найдёшь. Она написала про логику идеи репрезентации меньшинств в литературе (ну и в искусстве вообще). И логика эта строится на том, что читатель (или зритель) отождествляет себя с героем.
Довольно странная идея, по-моему. Я, например, вообще не помню, чтобы отождествлял себя с героями, даже в детстве. Литература и искусство вообще – хороший способ постижения иных, чужих мировоззрений, образов жизни, способов действия. Большая часть мировой литературы вообще-то про людей, чей образ жизни далёк от образа жизни современного горожанина, не важно, русского или там американца. Это с одной стороны. С другой стороны, в хорошей литературе (искусстве вообще) у героев всегда будет нечто общечеловеческое, понятное каждому, благодаря чему мы и сможем им сопереживать.
И я бы говорил скорее не об отождествлении с, а о мере сопереживания герою. И эта мера, имхо, больше зависит от того, как герой мыслит и чувствует, чем к какой социальной группе он принадлежит.
И тут я понял, что максимум не_сопереживания, вплоть до раздражения, вызывают у меня упорно не рефлексирующие герои. Понятно, речь не идёт о приключенческой литературе, где герою думать некогда, прыгать надо, речь о том, где рефлексировать как бы полагается.
Пример специфический, но именно он мне почему-то вспомнился.
Читал я роман Стивена Кинга (изданный первоначально под псевдонимом Ричард Бахман) «Дорожные работы». Фантастики там нет, сугубый тру-реализм. Дом главгероя собираются снести власти из-за постройки федеральной трассы (это в США, естественно). Компенсацию за дом ему вроде бы предлагают, но он всё равно не соглашается переехать, в этом доме он вырос, с ним связаны его лучшие воспоминания… герой психует, ругается с начальником, увольняется с работы, ругается с женой, она от него уходит, он бухает, упарывается мескалином, подбирает на дороге несовершеннолетнюю автостопщицу и спит с ней, бьёт предметы в доме, пытается (неудачно) поджечь и разломать строительную технику… наконец, когда за ним приходит полиция, он запирается в доме и отстреливается, а затем поджигает дом и сгорает вместе с ним.
Наш человек уже стопицот внутренних монологов на тему «тварь я дрожащая или право имею» произнёс бы, сдобрив традиционными воплями про «только в этой стране…» и антинародный режим, а этот ни гу-гу. Героя явно колбасит, но он ни на секунду не задумывается, что с ним происходит. Меня это всю дорогу прямо раздражало. Мужик, ты, блин, тупой какой-то!
Так-то всё понятно: у героя экзистенциальный кризис, в жизни у него особо ничего нет – работа плохая (в прачечной), жену он не любит, детей нет, друзей тоже – и получается, что дом, его собственность, связанные с ним тёплые воспоминания детства – это всё, что есть, это главная часть его личности. И когда дом собираются сносить, это всё выплывает, и у героя едет крыша.
И вроде это реалистично – простые люди типа кинговского героя не имеют навыка рефлексии и так бессловесно, скорее всего, и метались бы, пока (если переводить на наши реалии) не зарубили бы кого-нибудь по пьяни топором. Но раздражает, блин.
Tags: книги, небинарный_трансвиртуал
Subscribe

  • Война

    Война спишет всё: долги, платежи, счета, Дедлайны, проекты, идеи для новых книг, И новую жизнь с перевернутого листа, И твой прошлогодний…

  • С кофейной высоты

    Кофе производит на меня сильное действие. Не просто бодрит. Скажем так: как будто я становлюсь выше и те проблемы и дела, которые были трудны,…

  • Видеоблогеры

    В компьютерные игры я уж пару лет как не играю совсем, зато приохотился смотреть прохождения на ютубе и (изредка) стримы на твиче. В основном смотрю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments